Образование
Образование
Образование не всегда было доступным для широких масс населения.
Эпоха реформации, проникновение идей протестантизма дало толчок развития народного просвещения на белорусских землях. Расцвет просветительской деятельности приходится на 16 век, когда лидерство в области культуры и образования постепенно перенимают иезуиты, открывая школы при приходских церквях. В Беларуси наблюдалась своеобразная конкуренция школ различной конфессиональной принадлежности, но конкуренция мирная, которая не только не исключала, но и поощряло обучение иноверцев.
Первое учебное заведение – коллегия, было открыто орденом иезуитов в 1570 году в Вильнюсе. В 1579 году коллегия была преобразована в Виленскую академию, которая имела богословский и философский факультеты. Первым ректором академии стал Петр Скарга. В 17 веке Виленская академия дает образование таким выдающимся деятелям белорусской культуры как Мелетий Смотрицкий и Симеон Полоцкий. В 1641 году Казимир Сапега открывает в академии юридический факультет.
В 1802 году образовано Министерство народного просвещения.
В 19 веке Виленский университет становится центром политической борьбы за национальную идею и возрождение Речи Посполитой. В 1817 году был образован тайный студенческий кружок филоматов, членами которого являлись Томаш Зан, Ян Чечот, Адам Мицкевич. В 1823 г. царские власти разгромили студенческие общества, а наиболее активных участников выслали за пределы Беларуси. В 1832 году университет был закрыт. Талантливая молодежь была вынуждена покидать родину, чтобы получить высшее образование, многие навсегда остались в Петербурге, Москве, Киеве или Кракове, обогащая культуры других народов.
В настоящее время обязательное бесплатное базовое образование в Беларуси – это конституционное право каждого. Основное образование имеет ступенчатую структуру, представленную дошкольным, школьным и профессиональным уровнями обучения.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Воспитание и образование современных детей начинается с детских дошкольных заведений, посещение которых добровольно, по желанию родителей. От 2-х месяцев до 3-х лет ребенок ходит в ясли, от 3-х до 6 лет – в детский сад. Программы раннего развития детей дошкольного возраста предлагают государственные и частные образовательные центры.
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Общее базовое образование включает начальное четырехлетнее образование и базовое образование с пятого по девятый год обучения. После девяти лет факт обучения подтверждает соответствующий документ об общем базовом образовании, предоставляющий право продолжить обучение на третьей ступени школьного образования, либо в учреждениях профессионального образования. По окончании программы общего среднего образования (9–11 год обучения) выпускник получает аттестат зрелости, что дает ему право продолжить обучение в учреждениях профессионального, высшего профессионального образования либо устроится на работу.
Дошкольные и школьные учреждения образования финансируются государством, доля частных учреждений не значительна.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Подготовка рабочим профессиям осуществляется на базе базового либо среднего образования и представлена двумя типами учебных заведений: профессионально-техническими и средне-специальными. По окончании обучения выпускник имеет соответствующий уровень квалификации рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием либо специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, что дает возможность дальнейшего трудоустройства.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Подготовка осуществляется в очной или заочной (в том числе дистанционной) формах обучения. Получить высшее образование можно за счет средств государственного бюджета или на платной основе, в государственном или частном учреждении образования.
Высшее образование двухуровневое. Первый уровень обеспечивает непосредственно подготовку специалиста в течение 4-5-ти лет (для образовательных учреждений министерства здравоохранения – 6 лет). Диплома о высшем образовании первой ступени вполне достаточно для трудоустройства на территории Беларуси.
На втором уровне высшего образования осуществляется углубленная подготовка специалиста в двух направлениях: академическая магистратура (кузница научных кадров) и профессионально-ориентированная магистратура (углубленная подготовка специалиста). Степень магистра позволяет перейти на следующий уровень - аспирантура (адъюнктура), либо трудоустроится в соответствии с полученной квалификацией.
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Подразумевает наличие степени магистра, имеет две ступени: аспирантура (адъюнктура) и докторантура. Послевузовское образование предусматривает самостоятельную научную работу над индивидуально подобранной темой исследования и под руководством научного руководителя. Результатом работы в предполагаемый трехлетний срок должна стать научная диссертация, после успешной защиты которой, соискателю присваивается ученая степень кандидата наук (аспирантура) либо ученая степень доктора наук (докторантура).
Поделись с друзьями!