Саломея Русецкая - женщина-врач на службе султана
17/10/2020 | 3560 просмотровПопробуйте назвать имена самых известных белорусок. Кто вспоминается в первую очередь? Рогнеда или Евфросиния Полоцкая, Барбара Радзивилл или, возможно, королева Бона Сфорца. Но в этом ряду наверняка не будет Саломеи Русецкой - первого профессионального медика в истории Речи Посполитой.
А ведь это исключительная женщина, история жизни которой достойна отдельной книги. Более того, книга эта существует и называется “Авантюры моей жизни”. Так и хочется пролистать ее страницы, правда?
Скромная девушка из Новогрудка
О жизни и деятельности Саломеи Регины Русецкой мы знаем из ее мемуаров. На 300 страницах описаны приключения и амурные дела - и все это на фоне бурного XVIII века. Сегодня оригинал книги хранится в Краковской библиотеке, она написана на польском языке и переведена на белорусский в начале 1990 ых.
Что же рассказывает о себе Саломея Русецкая в мемуарах? Все начинается с детства, как и в любом авантюрном романе. Девочка Саломея родилась на Новогрудчине в семье Ефима Русецкого.
В 14 лет юная девушка вышла замуж за профессионального врача Якуба Гальпира и тут же уехала с ним в Стамбул.
На службе визиря
Как отмечала Саломея в книге, в Стамбуле их принимали весьма достойно, а у Якуба быстро появилась собственная практика среди турецкой знати.
Русецкая, ставшая в замужестве Гальпировой, начала изучать медицину именно в Турции. Муж-медик не только не препятствовал ее занятиям, но и поощрял жену.
Также Саломея постигала секреты врачебного искусства у пленного итальянского медика, который знал десятки рецептов отваров и снадобий.
Вскоре Русецкая стала помогать Якубу в лечении пациентов - она с успехом применяла травы и настои, занималась кровопусканием и ставила пиявки на больные места.
В Турции Саломея достигла невиданного - ей, женщине-христианке разрешили лечить и женщин, и мужчин. Она была вхожа в гаремы, ей доверяли самые сложные случаи.
Но бывали и тяжелые моменты. В своих мемуарах Саломея описывает следующий случай:
“У одного знатного сановника умерло семь сыновей, осталась только одна дочь. И она также тяжело заболела.
Я лечила девочку elixir proprietatis, добавляя пару капель в кофе. Но через несколько часов эта девчушка умерла. Я была в печали.
Спустя время меня к себе вызвал визирь и хотел зарубить саблей. Тогда я прямо перед ним выпила оставшийся эликсир и встала на колени с мольбой.
Этим я его успокоила”.
Судьба не всегда была благосклонной к Саломее, и в совсем юном возрасте она осталась вдовой с ребенком на руках. Но Русецкая не пала духом и продолжила свою врачебную практику.
Новый муж - пленный Пильштын
В XVIII веке Турция не раз становилась ареной боевых действий. Против нее в войну вступили Россия и Австро-Венгрия, в ответ на это турецкие войска устраивали настоящую резню христиан.
Свидетельницей всех этих событий стала Саломея Русецкая. И даже смогла спасти несколько военнопленных из австрийской армии - выкупила их за деньги.
Предприимчивая дама сделала это не из благих побуждений: она передала пленных солдат семьям за вознаграждение. Но одного из них, офицера по фамилии Пильштен, никто из родственников не забрал.
Русецкая не растерялась и вновь вышла замуж, на этот раз за офицера. С ним Саломея вернулась в Речь Посполитую и стала придворным доктором у князя Михаила Радзивилла Рыбоньки.
Но спокойная жизнь даме-лекарю была не нужна: Саломея оставила мужа и дочь в Несвиже и уехала в Российскую империю, в Санкт-Петербург.
Женщина-доктор с богатым практическим опытом быстро нашла место при дворе императрицы Анны Иоанновны. Та даже называла Саломею «свет мой, госпожа докторша, Саломонида Ефимовна».
Но и эта остановка в России не была последней. Русецкая еще возвращалась в Речь Посполитую к мужу и дочери, пыталась наладить семейную жизнь и даже родила сына.
Затем была Австро-Венгрия, развод с мужем, новый брак и новое разочарование. Последние страницы мемуаров описывают жизнь в гареме султана Мустафы - здесь Русецкая работала окулистом.
Женщина умерла в 42 года. Есть сведения, что знаменитого лекаря отравили - уж очень мешала ее слава и неподкупность многим придворным.
Поделись с друзьями!