Сборные экскурсии по Беларуси

гарантированные заезды каждую неделю

Сборные регулярные туры

по Беларуси на 2-7 дней

Экскурсии по Беларуси

Для организованных групп

Белорусская народная кукла: из чего их делали и какой смысл в них вкладывали

25/08/2021 | 11431 просмотров

Отнюдь не Барби и ее новомодные подружки блистают на полках выставочного зала Ганцевичского районного Дома ремесел. Белорусская народная кукла завладела вниманием жителей райцентра.



Экспонаты выставки были собраны во время экспедиций по различным уголкам Беларуси. У каждой куклы, словно у человека, своя судьба. Порой, несколько жуткая. Как, к примеру, у одной из обрядовых кукол, изготовленной на Гомельщине.

Когда-то из подручных материалов ее сделала многодетная мама для своих восьмерых детей. Кукла была очень простой, даже неказистой, но женщина вложила в нее много любви. А во время работы над игрушкой просила высшие силы о защите потомства. Прошло время, дети выросли, кукла уже лежала в доме невостребованной. Как-то к свекрови зашла невестка и попросила дать ей куклу-оберег, но получила отказ. Тогда молодая женщина решилась на рискованный шаг – она украла куклу. Как только игрушка появилась в чужом доме, в нем начались беды: сын убил отца, дом сгорел, а вместе с ним и злополучная кукла. Все проблемы приписали ей, ведь она кукла была обереговой, а значит должна была защищать жильцов конкретного дома.



– А вот лечебные куклы, выполненные из березы, целебного дерева, – рассказывает о неброском экспонате из Давид-Городка (Столинский район Брестчины) директор Дома ремесел Алла Занько. – А вообще у каждой куклы – свое предназначение. Зажиночных делали перед началом жатвы. Делали наши предки и куклу-сусло, которая исполняла роль и игрушки, и еды. В чистый кусочек ткани заворачивали хлеб с сахаром и давали ребенку пососать. Он ел и игрался одновременно, пока мама в поле убирала рожь.

Необычные погремушки делали на Витебщине. В ход шел мочевой пузырь животных. Его очищали, мяли в золе, засыпали вовнутрь горох, зашивали льняной ниткой, надували и сушили. В итоге получалась погремушка.



Дети делали себе мячи из…коровьей шерсти. Когда животные линяли, шерсть с них счесывали и отдавали ребятам. Они сбивали ее в плотный комок, формируя мяч нужной величины.

Есть на выставке куклы, сделанные из куриной кости, из различных трав, соломы, кукурузы.



Вообще наши предки были хитры на выдумку. Что только не использовали для изготовления кукол! Любой подручный материал шел в дело – полено, старые тряпки, лен.

Мудрствовать лукаво не приходилось, ведь старославянские, следовательно, и старобелорусские куклы были просты и обезличены. Наверняка, вам не раз приходилось видеть кукол без лица. Это не потому, что древним мастерицам было лень делать глаза, губы, нос. Нет, наши предки были уверены, что роль талисмана, оберега и игрушки может сыграть только обезличенная кукла.



А если ей придать человеческие черты, в нее может вселиться нечистая сила, а это очень плохо для того, кто будет пользоваться игрушкой с чертовщиной.

– Считалось, что наибольшей силой обладает кукла, изготовленная без ножниц и иголки, – рассказывает Алла Занько. – Ткань для таких оберегов рвали и связывали, вместо того, чтобы сшивать. Каждая народная кукла была наделена особой магией, подтверждением тому служат дошедшие до наших времен обряды.

Так, обряд «Похороны деда», который был распространен на Витебщине, проводили в последний день перед Великим постом. Собирались в одной хате все женщины деревни и делали большого, почти в полный рост, кукольного деда. По преданию, он ел мясо, подавился костью и его необходимо было похоронить. Деда укладывали на лавку, отпевали, даже плакали, а потом начинали вспоминать, как жил «покойник».

– Ох, и ходок же был наш дед. По девкам славно бегал. Помните, как к Мане в окно лез, – якобы вспоминала одна женщина.

Другая ей тут же вторила:

– Так он и за Ульянкой бегал. И к Татьяне подхаживал!

– А теперь эти кабеты даже не пришли в последний путь его проводить! Видать, обиделись, что женился на Зосе, – щебетала третья участница обряда.

После этого деда хоронили. Начинался Великий Пост.

В деревне Будча Ганцевичского района Брестчины долгое время существовал обряд, направленный на создание семьи. Молодые, незамужние девушки собирались в доме у счастливой в браке женщины и делали куклу. Обязательным ее атрибутом был фартук с двумя большими карманами. Девушки подходили с куклой к парням и спрашивали, собираются ли они в этом году жениться. Если молодой человек отвечал утвердительно, гостьи отступали. А если парень говорил «нет», с него взимали оброк: он должен был положить в карманы куклы сало и деньги.

В чести у белорусов было изготовление кукол-хозяюшек. Они символизировали белорусское трудолюбие, женское гостеприимство. Позже хозяюшки стали выглядеть иначе.

– Хочу обратить ваше внимание на необычную куклу-перевертыш, – в руках у Аллы Васильевны вполне симпатичная кукла на палочке. – Это – молодая незамужняя девушка. Хорошая одетая, с косой. А если ее перевернуть, получим другую куклу – замужнюю женщину. Она в платке и в поношенном платье…



Невозможно пройти мимо кукол-ансамблей, исполненных руками умелых мастериц из различных регионов страны. Вот Коляда – целая группа персонажей, которые в канун Рождества ходили веселить людей. Этот ансамбль вполне смахивает на «Песняров».

А эта кукольная парочка символизирует белорусских панов. Только посмотрите, с каким удовольствием они пьют чай! С сахарком вприкуску, оба хорошо одеты. Мужчины знают толк в жизни, их кукольные лица сияют от удовольствия.

– Мир кукол загадочен и окутан магией. Он обладает притягательной силой, – завершает экскурсию по выставочному залу Алла Занько и приглашает еще и еще посмотреть на кукольных персонажей.

 

Источник 

Поделись с друзьями!



РАССЫЛКА ОТ PROBELARUS